"th_pifagora_1.gif"

"th_pifagora_2.gif"

Евклидово пространство вещественных матриц.

  Рассмотрим для примера матрицу A  3×3 со случайными элементами – целыми числами от –9 до 9. Найдём сначала ядро оператора коммутации с A (он называется "th_pifagora_3.gif").

In[1]:=

"th_pifagora_4.gif"

Out[1]//MatrixForm=

"th_pifagora_5.gif"

In[2]:=

"th_pifagora_6.gif"

Out[2]=

"th_pifagora_7.gif"

Определим нулевую матрицу 3×3:

In[15]:=

"th_pifagora_8.gif"

Out[15]//MatrixForm=

"th_pifagora_9.gif"

Определим вектор "th_pifagora_10.gif" в символьном виде:

In[3]:=

"th_pifagora_11.gif"

Out[3]=

"th_pifagora_12.gif"

Построим из него матрицу 3×3:

In[4]:=

"th_pifagora_13.gif"

Out[4]//MatrixForm=

"th_pifagora_14.gif"

Определим функцию, вычисляющюю коммутатор:

In[5]:=

"th_pifagora_15.gif"

Вычислим коммутатор [A, X]:

In[6]:=

"th_pifagora_16.gif"

Out[6]=

"th_pifagora_17.gif"

Коммутатор C=[A, X] содержит девять элементов. Мы их разупорядочим так, чтобы получилось 9 элементов одного списка:

In[7]:=

"th_pifagora_18.gif"

Out[7]=

"th_pifagora_19.gif"

Рассмотрим 1-ый элемент полученного списка:

In[8]:=

"th_pifagora_20.gif"

Out[8]=

"th_pifagora_21.gif"

Он имеет вид c.x, где "th_pifagora_22.gif" – вектор числовых коэффициентов. Найдём этот вектор.

In[9]:=

"th_pifagora_23.gif"

Out[9]=

"th_pifagora_24.gif"

  Теперь заменим 1  на  k и заставим его принимать все значения от 1 до 9. Получим некоторую матрицу M размнром 9×9:

In[10]:=

"th_pifagora_25.gif"

Out[10]//MatrixForm=

"th_pifagora_26.gif"

Эта матрица является матрицей системы уравнений для определения коммутатора [A, X]. Проверка ниже:

In[11]:=

"th_pifagora_27.gif"

Out[11]=

"th_pifagora_28.gif"

In[12]:=

"th_pifagora_29.gif"

Out[12]=

"th_pifagora_30.gif"

Ранг матрицы M равен 6, а это означает, что пространство решений уравнения M.x=0 (корневое подпространство) имеет размерность 3.
Найдём базис корневого подпространства матрицы M:

In[13]:=

"th_pifagora_31.gif"

Out[13]=

"th_pifagora_32.gif"

Образуем линейную оболочку этих векторов:

In[16]:=

"th_pifagora_33.gif"

Out[16]=

"th_pifagora_34.gif"

In[17]:=

"th_pifagora_35.gif"

Out[17]=

"th_pifagora_36.gif"

Образуем из этого вектора матрицу, разбивая его на три строки:

In[18]:=

"th_pifagora_37.gif"

Out[18]//MatrixForm=

"th_pifagora_38.gif"

Это и есть ядро оператора коммутирования с A (на самом деле это общий вид матрицы коммутирующей с A).  
Проверяем коммутативность A с K:

In[19]:=

"th_pifagora_39.gif"

Out[19]=

"th_pifagora_40.gif"

Определим скалярное произведение в линейном пространстве вещественных матриц по формуле

"th_pifagora_41.gif"

Докажем, что определение (1) корректно, т.е. выполнены все аксиомы скалярного произведения.

1. Для любой A

"th_pifagora_42.gif"

причём {A,A}=0 ⇔ A=0. Действительно,

"th_pifagora_43.gif"

где через "th_pifagora_44.gif" обозначены элементы транспонированной матрицы. В последней сумме учавствуют все элементы матрицы A в квадрате, поэтому равенство нулю возможно тогда и только тогда, когда все элементы матрицы A равны 0, т.е. A=0.
2.  Линейность по первому аргументу. Для любых матриц "th_pifagora_45.gif", "th_pifagora_46.gif", B и для любых чисел "th_pifagora_47.gif", "th_pifagora_48.gif"

"th_pifagora_49.gif"

3. Симметричность. Для любых A, B

"th_pifagora_50.gif"

Учитывая свойство матриц

"th_pifagora_51.gif"

и тот факт, что при транспонировании матрицы её след не меняется, имеем:

"th_pifagora_52.gif"

Линейность по второму аргументу следует из свойства 3 и 2.

Определим функцию, вычисляющюю скалярное произведение по формуле (1):

In[21]:=

"th_pifagora_53.gif"

Определим норму исходя из скалярного произведения:

In[22]:=

"th_pifagora_54.gif"

Возьмём какую-нибудь матрицу (со случайными числами)

In[23]:=

"th_pifagora_55.gif"

Out[23]//MatrixForm=

"th_pifagora_56.gif"

Тогда S=[A, T]∈"th_pifagora_57.gif" (принадлежит образу оператора "th_pifagora_58.gif").

In[24]:=

"th_pifagora_59.gif"

Out[24]//MatrixForm=

"th_pifagora_60.gif"

Вычислим квадрат расстояния от "th_pifagora_61.gif" до "th_pifagora_62.gif"

In[25]:=

"th_pifagora_63.gif"

Out[25]=

"th_pifagora_64.gif"

Найдём проэкцию S на "th_pifagora_65.gif". Для этого найдём минимальное значение form и значения "th_pifagora_66.gif" (k=1,2,3), при  которых этот минимум достигается.

In[27]:=

"th_pifagora_67.gif"

Out[27]=

"th_pifagora_68.gif"

Назовём проэкцию S на "th_pifagora_69.gif" через P:

In[29]:=

"th_pifagora_70.gif"

Out[29]=

"th_pifagora_71.gif"

Вектор, начало которого в P а конец в S назовём через H:

In[30]:=

"th_pifagora_72.gif"

Out[30]=

"th_pifagora_73.gif"

Длина перпендикуляра, опущенного из S на "th_pifagora_74.gif" равна норме H и равна минимальному значению form:

In[31]:=

"th_pifagora_75.gif"

Out[31]=

"th_pifagora_76.gif"

Матрица H ортогональна "th_pifagora_77.gif":

In[33]:=

"th_pifagora_78.gif"

Out[33]=

"th_pifagora_79.gif"

  Проверим, верна ли теорема Пифагора для прямоугольного треугольника SOP ?:

In[34]:=

"th_pifagora_80.gif"

Out[34]=

"th_pifagora_81.gif"

Найдём сумму острых углов треугольника SOP в градусах:

In[37]:=

"th_pifagora_82.gif"

Out[37]=

"th_pifagora_83.gif"

Проверим ещё тождество параллелограмма: Для параллелограмма ABCD выполнено тождество:

"th_pifagora_84.gif"

Определим три  случайные матрицы A, B и C:

In[40]:=

"th_pifagora_85.gif"

Out[40]=

"th_pifagora_86.gif"

In[41]:=

"th_pifagora_87.gif"

Out[41]=

"th_pifagora_88.gif"

Определим векторы, образующие стороны параллелограмма:

In[43]:=

"th_pifagora_89.gif"

Out[43]//MatrixForm=

"th_pifagora_90.gif"

In[44]:=

"th_pifagora_91.gif"

Out[44]//MatrixForm=

"th_pifagora_92.gif"

Определим векторы, образующие диагонали параллелограмма:

In[45]:=

"th_pifagora_93.gif"

Out[45]//MatrixForm=

"th_pifagora_94.gif"

In[46]:=

"th_pifagora_95.gif"

Out[46]//MatrixForm=

"th_pifagora_96.gif"

Проверяем тождество параллелограмма:

In[47]:=

"th_pifagora_97.gif"

Out[47]=

"th_pifagora_98.gif"

"th_pifagora_99.gif"

"th_pifagora_100.gif"

Spikey Created with Wolfram Mathematica 7.0
Hosted by uCoz