"ref_1.gif"

"ref_2.gif"

Часть I.
Операторный метод усреднения.

1. Даны две эрмитовы матрицы A и B,  [A,B]≠0,  ε>0  – малый параметр (ε → 0).
Требуется найти такое унитарное преобразование U=U(ε), чтобы выполнялось тождество

"ad4m_3.gif"

и при этом

"ad4m_4.gif"

Если соотношения (1), (2) будут выполнены, то для любой допустимой функции f  будет выполнено тождество

"ad4m_5.gif"

Это утверждение называется леммой о квазикоммутации.

Лемма 1. Пусть выполняется равенство

"ad4m_6.gif"

Тогда для любого допустимрго f

"ad4m_7.gif"

Доказательство.

"ad4m_8.gif"

Но

"ad4m_9.gif"

Здесь числа над операторами означают порядок их действия.  Исползовалось также тождество, связанное с разностной производной

"ad4m_10.gif"

В частности

"ad4m_11.gif"

Это позволяет исследовать поведение траекторий автономных систем линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами (матрица коэффициентов A+ε B) при больших временах t ∼1/ε, когда ε→0.

2. Унитарное преобразование U(ε) будем искать в виде

"ad4m_12.gif"

где C=C(ε) – антиэрмитова матрица:

"ad4m_13.gif"

Тогда U=U(ε) будет унитарной. Действительно,

"ad4m_14.gif"

Далее нам потребуется следующая
Лемма 2.

"ad4m_15.gif"

где "ad4m_16.gif" –оператор коммутирования с C:

"ad4m_17.gif"

Доказательство.

"ad4m_18.gif"

При k=1 имеем

"ad4m_19.gif"

Пусть при k=n

"ad4m_20.gif"

Тогда при k=n+1 будем иметь

"ad4m_21.gif"

Продолжаем цепочку равенств (2.3)

"ad4m_22.gif"

Перепишем тождество (1.1) с учётом (2.1) и леммы 2 в виде

"ad4m_23.gif"

Матрицы C и "ad4m_24.gif" будем искать в виде

"ad4m_25.gif"

"ad4m_26.gif"

Подставляем (2.5), (2.6) в (2.4) и разлагаем левую часть (2.4) в ряд и приравниваем коэффициенты при одинаковых степенях ε. В результате получим три уравнения:

"ad4m_27.gif"

"ad4m_28.gif"

"ad4m_29.gif"

Используя свойства коммутатора перепишем данную систему уравнений в виде:

"ad4m_30.gif"

"ad4m_31.gif"

"ad4m_32.gif"

Кроме того имеется ещё три уравнения:

"ad4m_33.gif"

3. Пусть "ad4m_34.gif" (j=1,...,n) – все различные собственные числа матрицы A и "ad4m_35.gif" – соответствующие проэкторы на собственные подпространства. Напомним свойства проэкторов.

Проэкторы на собственные подпространства определяются так. Если z– собственный вектор матрицы A

"ad4m_36.gif"

то проэктор на собственное подпространство, порождённое собственным вектором z есть такая матрица
"ad4m_37.gif"}, что

"ad4m_38.gif"

"ad4m_39.gif"

"ad4m_40.gif"

"ad4m_41.gif"

"ad4m_42.gif"

"ad4m_43.gif"

Следствие (i) и (iv):

"ad4m_44.gif"

Введём в линейном пространстве матриц скалярное произведение по формуле

"ad4m_45.gif"

Для любых T,S∈"ad4m_46.gif". Tr – след матрицы.
Лемма 3.

"ad4m_47.gif"

Доказательство.

"ad4m_48.gif"

3.1. Лемма 4.  Оператор коммутирования "ad4m_49.gif"  самосопряжён относительно скалярного произведения (3.1)
Доказательство.
Для любых T,S∈"ad4m_50.gif"

"ad4m_51.gif"

С другой стороны

"ad4m_52.gif"

Сравнивая две цепочки равенств, получаем

"ad4m_53.gif"

"ad4m_54.gif"

3.2. Для любой матрицы T∈"ad4m_55.gif" определим матрицу "ad4m_56.gif" по формуле

"ad4m_57.gif"

где "ad4m_58.gif" – проэкторы на собственные подпространства A.
Лемма 5. "ad4m_59.gif" коммутирует с А:

"ad4m_60.gif"

Доказательство следует из свойства (i) проэкторов:

"ad4m_61.gif"

3.3. Лемма 6. Ядро оператора "ad4m_62.gif" ортогонально его образу (относительного скалярного произведения (3.1)).
Доказательство. Возьмём произвольную матрицу S. Тогда [A,S]="ad4m_63.gif". Возьмём произвольную матрицу "ad4m_64.gif". Поскольку оператор "ad4m_65.gif" самосопряжён, имеем

"ad4m_66.gif"

3.4. Для любой матрицы T∈"ad4m_67.gif" определим матрицу "ad4m_68.gif" по формуле

"ad4m_69.gif"

где суммирование распространяется по всем индексам j,k∈{1,2,...,n} и таких, что j≠k (всего (n-1) n слагаемых).
Лемма 7.  "ad4m_70.gif"
Доказательство. Спроэцируем "ad4m_71.gif" на "ad4m_72.gif"

"ad4m_73.gif"

Это означает что "ad4m_74.gif" ортогонально "ad4m_75.gif" и значит "ad4m_76.gif".

Приведём ещё другое доказательство. Для любых S,T∈"ad4m_77.gif" определим матрицы "ad4m_78.gif", "ad4m_79.gif" по формулам (3.2), (3.3) соответственно:

"ad4m_80.gif"

"ad4m_81.gif"

Доказано, что "ad4m_82.gif". Вычислим скалярное произведение "ad4m_83.gif"

"ad4m_84.gif"

"ad4m_85.gif" ортогональна "ad4m_86.gif" и значит "ad4m_87.gif".

4. Определим индексное множество

"ad4m_88.gif"

Далее определим проэкторы "ad4m_89.gif" на собственные подпространства оператора "ad4m_90.gif" по формулам

"ad4m_91.gif"

"ad4m_92.gif"

для любой T.

Лемма 8. Проэкторы "ad4m_93.gif" на собственные подпространства оператора "ad4m_94.gif" обладают следующими свойствами:

"ad4m_95.gif"

"ad4m_96.gif"

"ad4m_97.gif"

"ad4m_98.gif"

Следствие (I) и (IV)

"ad4m_99.gif"

Докажем свойства (I) и (IV)

(I). Для любой T и μ≠0

"ad4m_100.gif"

С другой стороны

"ad4m_101.gif"

(IV)  Для любой T

"ad4m_102.gif"

Потому что "ad4m_103.gif", а  "ad4m_104.gif", а  образ и ядро ортогональны.

5. Вернёмся к системе уравнений при "ad4m_105.gif" (k=1,2,3)  и (2.7)
Положим

"ad4m_106.gif"

Тогда уравнение при "ad4m_107.gif" можем записать в виде

"ad4m_108.gif"

Правая часть уравнения (5.2) принадлежит "ad4m_109.gif". Значит оно может быть разрешено относительно "ad4m_110.gif". Обозначим сужение оператора "ad4m_111.gif" на подпространство L через "ad4m_112.gif". Из леммы 8 (I) имеем

"ad4m_113.gif"

На подпространстве L

"ad4m_114.gif"

Следовательно, на L

"ad4m_115.gif"

Это позволяет написать решение уравнения (5.2)

"ad4m_116.gif"

Таким образом "ad4m_117.gif" находим по формуле

"ad4m_118.gif"

Положим

"ad4m_119.gif"

Перепишем уравнение при "ad4m_120.gif" в виде

"ad4m_121.gif"

Правая часть последнего уравнения принадлежит ядру оператора коммутирования с A. Рассуждая аналогично, находим

"ad4m_122.gif"

Положим

"ad4m_123.gif"

Тогда

"ad4m_124.gif"

Система уравнений при "ad4m_125.gif" (k=1,2,3), (2.7) полностью решена. Тем самым представление (1.1) найдено с точностью до "ad4m_126.gif".

   Проверка выведенных формул на численном примере.

Задаём эрмитовы матрицы A и B  5×5.

In[1]:=

"ad4m_127.gif"

Out[1]//MatrixForm=

"ad4m_128.gif"

Проверяем, является матрица эрмитовой:

In[2]:=

"ad4m_129.gif"

Out[2]=

"ad4m_130.gif"

In[3]:=

"ad4m_131.gif"

Out[3]//MatrixForm=

"ad4m_132.gif"

In[4]:=

"ad4m_133.gif"

Out[4]=

"ad4m_134.gif"

Находим собственные числа матрицы A.

In[5]:=

"ad4m_135.gif"

Out[5]=

"ad4m_136.gif"

Находим собственные векторы матрицы A

In[6]:=

"ad4m_137.gif"

Проверяем, является ли система собственных векторов ортонормированной.

In[7]:=

"ad4m_138.gif"

Out[7]=

"ad4m_139.gif"

Вычисляем проэкторы на собственные подпространства матрицы A:

In[8]:=

"ad4m_140.gif"

Определяем функцию для вычисления коммутатора

In[9]:=

"ad4m_141.gif"

Определяем нулевую матрицу 5×5:

In[10]:=

"ad4m_142.gif"

Out[10]//MatrixForm=

"ad4m_143.gif"

Вычисляем "ad4m_144.gif" по формуле (5.1) как проэкцию матрицы B на "ad4m_145.gif"

In[11]:=

"ad4m_146.gif"

Проверяем выполнение уравнения (2.7) при k=0:

In[12]:=

"ad4m_147.gif"

Out[12]=

"ad4m_148.gif"

Теперь нам предстоит вычислить "ad4m_149.gif" по формуле (5.3):

"ad4m_150.gif"

Покажем как это можно сделать при помощи символов.
Определим символы проэкторов и собственных значений:

In[13]:=

"ad4m_151.gif"

Out[13]=

"ad4m_152.gif"

In[14]:=

"ad4m_153.gif"

Out[14]=

"ad4m_154.gif"

Сформируем список всех пар вида "ad4m_155.gif" гдеj≠k. Это ничто иное как все 2х-элементные подмножества множества всех проэкторов p:

In[15]:=

"ad4m_156.gif"

Out[15]=

"ad4m_157.gif"

Однако к этому списку нужно ещё присоединить такой же список пар, но в обратном порядке:

In[17]:=

"ad4m_158.gif"

Out[17]=

"ad4m_159.gif"

Соеденим эти два списка:

In[18]:=

"ad4m_160.gif"

Out[18]=

"ad4m_161.gif"

Теперрь между проэкторами (на вторую позицию) нужно вставить матрицу b:

In[19]:=

"ad4m_162.gif"

Out[19]=

"ad4m_163.gif"

Затем нужно  перемножить все тройки матричным умножением. Для этого заменим заголовок каждой тройки List на функцию матричного умножения dot (пока dot – это просто символ):

In[20]:=

"ad4m_164.gif"

Out[20]=

"ad4m_165.gif"

Мы получили список всех матриц вида "ad4m_166.gif" при j≠k, входящих в сумму (5.3). Теперь найдём список всех коэффициентов, входящих в сумму (5.3). Список всех пар в прямом и обратном порядке находим аналогично:

In[21]:=

"ad4m_167.gif"

Out[21]=

"ad4m_168.gif"

Теперь заменим заголовок List каждой пары на заголовок функции "ad4m_169.gif":

In[23]:=

"ad4m_170.gif"

Out[23]=

"ad4m_171.gif"

Теперь для получения суммы (5.3)  остается умножить скалярно вектор коэффициентов и вектор матриц:

In[24]:=

"ad4m_172.gif"

Out[24]=

"ad4m_173.gif"

Сумма (5.3) вычислена в символическом виде. Процедура её вычисления  в стандартном виде выглядит так:

"ad4m_174.gif"

Теперь вместо символов подставляем реальные объекты и функции и вычисляем "ad4m_175.gif":

In[25]:=

"ad4m_176.gif"

"ad4m_177.gif"

Проверяем выполнение написанного выше уравнения:

In[26]:=

"ad4m_178.gif"

Out[26]=

"ad4m_179.gif"

Вычисляем "ad4m_180.gif" по формуле (5.4)

In[27]:=

"ad4m_181.gif"

  Проверяем выполнение уравнения (2.7) при k=1

In[28]:=

"ad4m_182.gif"

Out[28]=

"ad4m_183.gif"

Вычисляем "ad4m_184.gif" по формуле  (5.5):

In[29]:=

"ad4m_185.gif"

"ad4m_186.gif"

  Проверяем написанное выше тождество:

In[30]:=

"ad4m_187.gif"

Out[30]=

"ad4m_188.gif"

Вычисляем матрицу "ad4m_189.gif" по формуле (5.6):

In[31]:=

"ad4m_190.gif"

In[32]:=

"ad4m_191.gif"

  Проверяем выполнение уравнения (2.7) при k=2

In[33]:=

"ad4m_192.gif"

Out[33]=

"ad4m_193.gif"

Вычисляем матрицу "ad4m_194.gif" по формуле (5.7):

In[34]:=

"ad4m_195.gif"

"ad4m_196.gif"

Проверяем выполнение написанного выше уравнения:

In[35]:=

"ad4m_197.gif"

Out[35]=

"ad4m_198.gif"

Таким образом найдено представление (1.1) с точностью до "ad4m_199.gif"

Матрицы "ad4m_200.gif", (k=0,1,2) коммутируют между собой:

In[36]:=

"ad4m_201.gif"

Out[36]=

"ad4m_202.gif"

Матрицы "ad4m_203.gif" (k=0,1,2) антиэрмитовы:

In[37]:=

"ad4m_204.gif"

Out[37]=

"ad4m_205.gif"

Матрицы "ad4m_206.gif", (k=0,1,2) эрмитовы:

In[38]:=

"ad4m_207.gif"

Out[38]=

"ad4m_208.gif"

Матрицы "ad4m_209.gif" ортогональны матрицам Матрицы "ad4m_210.gif", (i, j=0,1,2)

In[39]:=

"ad4m_211.gif"

Out[39]=

"ad4m_212.gif"

Матрицы "ad4m_213.gif"так как их проэкция на "ad4m_214.gif" равна 0.

In[40]:=

"ad4m_215.gif"

Out[40]=

"ad4m_216.gif"

"refer_1.gif"

"ref_1.gif"

"ref_2.gif"

Spikey Created with Wolfram Mathematica 7.0
Hosted by uCoz